Главная » Развитие беременности


Беременность ребенок отстает развитии

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Каждый ребенок развивается в своем темпе, по мере возможностей изучая окружающий его мир. Но к моменту поступления в детский сад или школу у малышей, как правило, уже должен быть багаж знаний, умений и навыков, адекватных возрасту. И пополнение этого багажа четко отслеживается в определенные периоды. Если же этого не происходит, вашему малышу могут диагностировать задержку. Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Причины отставания

Исследуя проблему задержки психического развития, ученые разных стран определили много предпосылок, приводящих к этому состоянию. Условно их можно поделить на биологические и социальные.

К биологическим относят факторы, вызывающие органическое поражение головного мозга:

  • патологии беременности и родов;
  • психологические, неврологические и психосоматические заболевания в семейном анамнезе;
  • нейроинфекции, перенесенные в раннем возрасте;
  • микротравмы головы, перенесенные в период до 3-4 лет.

Кроме того, к биологическим факторам можно отнести нарушения слуха и зрения, которые мешают адекватному восприятию окружающего мира.

Задержке развития могут способствовать и социальные причины:

  • гиперопека со стороны родителей;
  • агрессивное или равнодушное отношение к ребенку в семье;
  • психические травмы, перенесенные в раннем детстве.

Чтобы понять, что делать, если ребенок отстает в развитии, нужно диагностировать причину, вызвавшую подобное состояние. А это может быть как один фактор, так и сочетание нескольких.

Классификация

Согласно отечественной классификации, дети с задержкой психического развития делятся на четыре группы

Первая группа – дети, задержка в развитии которых вызвана причинами конституционального происхождения. Такие малыши выглядят младше, обладают меньшим ростом. Параллельно с физической сферой у них наблюдается и отставание в развитии сферы эмоций, речи. А игровые интересы всегда преобладают над обучением даже в школьном возрасте. Как правило, это явление – наследственное.

Вторая группа – дети с тяжелыми соматическим заболеваниями, перенесенными в раннем возрасте. Например, бронхиальная астма, заболевания пищеварительной, сердечнососудистой систем, заболевания почек и т.д. Плохое соматическое состояние задерживает созревание центральной нервной системы, чему способствует и тот факт, что дети месяцами находятся в больнице, лишенные социального контакта.

Третья группа – дети с задержкой развития психогенного происхождения. Такое состояние, как правило, наблюдается при неблагоприятных условиях воспитания, которые нарушают формирование личности ребенка. Жестокость родителей, гиперопека, безнадзорность в раннем детстве – главные причины таких нарушений.

Четвертая группа – дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Иными словами, к задержке приводят травмы и заболевания центральной нервной системы во внутриутробном периоде, а также в раннем возрасте, особенно до двух лет.

Коррекция

Что делать, если вашему ребенку диагностировали одну из форм задержки психического развития? Решение о лечении принимает педиатр. Он может назначить такие меры как медикаментозная терапия, оздоровительные мероприятия общего характера, а также специальные занятия по коррекции тех или иных навыков.

Медикаментозное лечение обычно назначается в комплексе с педагогическими и логопедическими занятиями, кроме того, к лечению могут быть привлечены невропатолог, психиатр, ортопед, окулист, логопед, дефектолог.

Общеоздоровительные мероприятия включают в себя соблюдение режима сна и бодрствования, кормления и занятий. Малыши с задержкой психического развития отличаются низкой работоспособностью и нуждаются в более продолжительном сне. Кроме того, промежутки между кормлениями, сном, лечебными процедурами и занятиями должны быть заполнены интересной деятельностью.

Коррекционные занятия – как правило, это упражнения, направленные на развитие координации движений, равновесия, прямостояния, ходьбы, ритма, ориентации в пространстве. Поскольку у малышей с задержкой развития физические качества обычно тоже страдают, то им рекомендуются гимнастические упражнения вроде ходьбы, бега, прыжков, лазания, а также активное взаимодействие с игрушками и предметами. Иными словами, все, что тренирует ловкость, скорость реакций, силу и выносливость.

Если ребенок вялый и малоподвижный, его нужно специально заинтересовывать и стимулировать к игре. В случае, если ребенок проявляет невнимательность и рассеянность, ему предлагают задания, требующие выдержки и организованности. Кроме того, проводится коррекция неправильной установки стоп и плоскостопия, свойственных таким деткам, выполняются упражнения на развитие моторики рук. Детям назначаются занятия по стимуляции психического развития, которые включают наблюдение за миром окружающих людей и явлений и активное взаимодействие с предметами, с которыми ребенка знакомят взрослые.

Если родители со всей ответственностью и терпением подойдут к решению вопроса, то помогут ребенку наверстать упущенное и догнать сверстников. Задержка психического развития – это не приговор, а лишь препятствие, преодолев которое вы и ваш ребенок станете сильнее, мудрее, опытнее.

Комментарии (1)

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Причины отставания ребенка в физическом развитии

Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.

Неправильный педагогический подход

При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.

Задержка развития психики

Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

Биологические причины задержки в развитии ребенка
  • Нарушения в организме мамы при вынашивании
  • Заболевания мамы во время беременности
  • Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
  • Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
  • Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
  • Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте
Социальные причины задержки в развитии ребенка
  • Сильный контроль (гиперопека) родителей
  • Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
  • Травмы психики, перенесенные в раннем детстве

Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.

Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа
Психический инфантилизм

Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.

Психическая задержка соматогенного происхождения

Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.

Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.

Органически-церебральные задержки в развитии

Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.

Как выявить отклонения в развитии ребенка?

Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.

  1. Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
  2. После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
  3. Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
  4. Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
  5. До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
  6. В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» - это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
  7. Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
  8. В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
  9. У ребенка дошкольного возраста нарушена речь

Лечение ребенка, который отстает в развитии

Если приступить к лечению ребенка, который отстает в развитии, с первых месяцев его жизни, можно проделать существенную работу и добиться очень хороших результатов. Если задержка в развитии ребенка вызвана не биологическими, а социальными факторами (нервная система его здорова), то упорной работой медиков и врачей можно добиться полного выздоровления ребенка. Здесь действует золотой закон: чем быстрее начать работу с ребенком, тем лучше и быстрее проявится результат.

Задержка развития плода

При рождении малыша большое значение имеет его рост и вес. Это может сказаться на его жизни и здоровье в дальнейшем.

Дети, которые родились с весом менее 2500 г имеют большое количество акушерских отклонений:

  1. Они плохо переносят роды,
  2. У них часто развивается асфиксия и гипоксия,
  3. Иногда встречаются и различные неврологические нарушения.

Такие дети плохо приспосабливаются к жизни. Они сильно подвержены гипервозбудимости в младшем возрасте, плохо сосут и часто срыгивают, плохо набирают в весе. В 7 – 8 лет такие дети гиперактивны, неуклюжи, не могут долго сосредотачивать внимание на каком-либо предмете.

Задержкой развития плода называют отставание размеров плода от предполагаемого срока зачатия. Наиболее распространен синдром задержки роста как вес ребенка при рождении ниже десятого процента для данного срока беременности.

Классификация внутриутробной задержки в развитии

Задержку внутриутробного развития плода можно классифицировать по следующим признакам:

  1. Ассиметричная форма – у плода уменьшен только живот (отставание в развитии на две недели);
  2. Симметричная форма – уменьшение всех размеров плода происходит пропорционально по отношению к среднему значению на данном сроке беременности;
  3. Смешанная форма – уменьшение живота (отставание на две недели) и уменьшение всех остальных частей тела более чем на 15 процентилей.

Причины задержки развития

Причин задержки развития плода достаточно много.

Отметим только некоторые из них:
  1. Соматические – заболевания половых органов, различные хронические инфекции;
  2. Гинекологические – различные гинекологические заболевания, в анамнезе невынашивание беременности, бесплодие первичное, нарушение менструальных циклов и т. д.);
  3. Социальные – женщины в возрасте до 17 и более 30 лет, физические нагрузки, внебрачная беременность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, масса тела женщины менее 50 кг.);
  4. Факторы, связанные с беременностью – токсикоз, многоплодие, угроза выкидыша, гестоз;
  5. Факторы плодовые – аномалии в развитии, наследственность, инфекции внутриутробные.

Выявления проблем и лечение

Выявить задержку развития плода врач может с помощью пальпации и УЗИ-диагностики. Только тогда можно узнать насколько плод отстает в развитии, выявить причину задержки и назначить адекватное лечение.

Для начала, каждые две недели нужно будет проходить УЗИ-диагностику и ежедневно кардиомониторные наблюдения. Если во время лечения наблюдается увеличение плода в размере, то беременность можно продлить. Обязательно проводится коррекция плацентарной недостаточности (вводят вещества, расширяющие сосуды и позволяющие улучшить кровоснабжение плаценты и ребенка; препараты, которые расслабляют матку, т. к. при повышенном тонусе происходит пережатие сосудов и ухудшается кровоток в плаценту). Лечение проводят в стационаре или амбулаторно. Это зависит от тяжести состояния плода.

Если лечение неэффективно (показатели прироста не увеличиваются в течение 14 дней), то принимают решение о преждевременном родоразрешении не зависимо от срока беременности.

После того, как ребенок родиться, плаценту взвешивают и осматривают на наличие инфарктов, артериовенозных пороков, определение места крепления пуповины. В лабораторию на анализ отправляют плаценту, чтобы выявить причину задержки развития плода.

Плод, который развивается при недостаточной плацентарной перфузии, более подвержен риску перинатальных повреждений. Во время беременности и родов наблюдается асфиксия и гипоксия. Задержка развития плода приводит к нарушению развития центральной нервной системы. В дальнейшем у детей могут наблюдаться неврологические нарушения, нарушения в работе сердца и сосудов.

Навигация

Источники: http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/chto-delat-esli-rebenok-otstaet-v-razvitii.php, http://m.ilive.com.ua/family/chto-delat-esli-rebenok-otstaet-v-razvitii_112783i16023.html, http://girafejournal.com/4833-zaderzhka-razvitiya-ploda.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ребенок обвит пуповиной приметы

Главная Беременность Популярные суеверия о беременных женщинах Приметы далее...

На что похожи схватки родах форум

Я вообще считала себя далее...

Пятая акушерская неделя беременности что происходит

На пятой неделе беременности далее...

Ребенок в утробе болезни матери

5 февраля, 2014 - далее...

Когда сдавать кровь на гормоны женские

Стероидный гормон желтого тела яичников, подготавливает далее...

Подтекание околоплодных вод симптомы фото

Подтекание околоплодных далее...

Неоднородная плацента 33 неделе

Вопрос: Здравствуйте. Я далее...

Сколько увеличивается хгч 4 дня

2 окт 2010, 13:29 Такая проблема. хгч растет явно далее...


Популярные статьи

Интересно

Что значит отошла пробка при беременности фото

Пробка при беременности Слизистая пробка при беременности Пробка во время беременности представляет собой уплотнение из густой слизи, закрывающее влагалище. Она защищает женщину...


Бандаж при низкой плацентации при беременности

Ношение дородового бандажа при беременности Девченки, подскажите пожалуйста, кто-нибудь носит или носил дородовой бандаж при беременности и если да, то насколько он...


Кошка перегрызла пуповину котенку что делать

Как принять роды у кошки и надо ли это делать вообще или кошка справится сама? Попробуем разобраться. Как правило, роды...